Рабочий стол Кузмича
Рабочий стол Кузмича
Рабочий стол Кузмича  

Есть ли в современном мире место богу?

   Имеется в виду, конечно не сам по себе мир, а некий обобщенный
миф современ - ного человека о том,  как этот самый мир устроен и
не сам по себе бог, а сама идея бога.

   Итак, есть ли место в современной мифологии место идее бога?

   То что я далее пишу по этому поводу - есть  исключительно  мое
личное мнение.

   1. Современная мифология.

   Во первых я говорю только о знакомой мне мифологии  городского
жителя конца XX века.  Не  могу  сказать,    что  она  мне  очень
нравиться, но что есть, то есть.

   Итак,    в  буквальном  восприятии  горожанина  -   город    с
достижениями цивилизации. Уже сами достижения цивилизации требуют
от средниго человека некоторого минимального развития,    что  бы
пользоваться этими достижениями.
   Окно в мир - уже не рассказы проезжих купцов и странников,   а
телевизор.  Возросла информированность об окружающем мире  -  что
почти исключает казусы вроде страны псоглавых людей за морем и
т.д. Почти каждый знает, что есть такая страна Америка, а в ней у
людей те же две ноги и две руки.  Информация поступает в мозги  в
таком избытке, что неизбежно возникает по этому поводу апатия, то
есть никто практически ничему не удивляется.
   Эпоха чудес закончилась вместе со Средневековьем.    Чудеса  в
большинстве оказались сьедены наукой, а те что оказались ей не по
зубам,  ушли в тень глобального неверия.  Аксиома XX века - чудес
не бывает.
   Однако "опиум для народа" штука живучая.    Религия  отбросила
устаревшие чудеса,  сбросила старую кожу  и  выродилась  в  нечто
очень цивилизованное  и  современное:  проповедники  с  новейшими
достижениями техники,  секты,  грамотно использующие практическую
психологию для оболванивания  масс,    образованные  католические
священники, для которых Бог уже понятие отвлеченное.
   Вера в бога теперь скорее культурная традиция,    чем  система
восприятия мира.

   Подтверждение этому:
   Возьмите  то,    как  воспринимается  обывателями    сторонник
традиционной религии и сектант. Если первое - в порядке вещей, то
второе,  как правило,    восприни  -  мается,    как  психическая
ненормальность.
   Потому,  что традиционные  религии  стали  гармоничной  частью
культурной  жизни  горожан,    тогда    как    секты    (особенно
неохристиансткие),    с  их  буквальным  восприятем  Бога  -  как
реальности,   выглядят  в  глазах  современного  человека  глупым
архаизмом.
   Сравните с положением дел в эпоху Средневековья - тогда Бог (и
его  злая  тень  -  Диавол)  были  безусловной  реальностью.    И
непризнание этого факта грозило инквизицией.

   2. Куда же делся Бог?

   Небольшое уточнение: опять,  говоря о Боге,  я имею в виду  не
христианского, или иудейского Иегову, или любого другого демиурга
современных религий, претендующего на это место,  а исключительно
саму идею кого-то мудрого и  всесильного,    управляющего  сверху
всем, что мы видим вокруг.

   Пожалуй можно признать это фактом: из большинства мозгов наших
цивилизован - ных современников Бог в вышеописанном  виде  исчез.
Конечно, остались люди, чья модель мира неотъемлемо содержит этот
ингридиент, но погоды они сегодня не делают.  Итак,  вопрос: куда
исчез Бог?

   Бог извечно выполнял несколько важных функций:

   Во-первых: служил для  объяснения  существующего  хода  вещей.
"Все, что есть - от Бога", говорят религии.
   Здесь из умов большинства людей Бога вытеснила наука.  Не  то,
что бы все поголовно вдруг стали научно мыслить, но вера в то что
наука  может  все  объяснить,    прочно  поселилась  в    головах
обывателей. Место мудрого жреца занял мудрый ученый.

   Во-вторых: Бог разными способами давал понять,  что  хочет  от
людей, дабы они хорошо себя вели.  Религия долгое время работала,
как поставщик морали.
   В принципе так оно и сейчас.  Но скорее по  традиции.    Божьи
кары,  обезвреженные наукой уже не пугают среднего человека.    И
стимулом социально приемлемого поведения стало  скорее  одобрение
или неодобрение социума,  а не наличие  или  отсутствие  видимого
Богом греха.  А если принять во внимание,  что Бог хотел от людей
того же,  что и социум,  то практически ничего в  этой  сфере  не
изменилось.

   В-третьих: функция управления реальностью.  От Бога не  только
требовалось объснить мир и сказать человеку, как себя вести, но и
собственно управлять этим миром. Дуализм монотеистических религий
определил наличие злого бога-двойника,  в  отличии  от  основного
Бога,  ответственного за все негативное в мире.  Но общий принцип
тот же.
   Этот вопрос самый сложный.  Если первые  два  легко  объяснимы
развитием науки и последствиями этого развития,  то  здесь  нужно
подумать.  В принципе эта функция Бога  во  многом  перекрывается
первой,  но не совсем.  Главное,   за  что  она  отвечает,    это
целесообразность мира.  "Но  ведь  должен  же  всем  этим  кто-то
управлять?" - восклицает сектант.   И  с  его  точки  зрения  это
очевидно.
   Однако    в    представлении    атеистического     большинства
целесообразность окружающей действительности никак не  связана  с
наличием божественного руководства. Маловероятно,  что бы человек
так силно изменился.  Видимо  пустующее  место  свергнутого  Бога
заняла все та  же  наука,    а  вернее  открытые  наукой  законы,
позволяющие  появится  целесообразности  без  наличия   разумного
управления.  И это,  в  принципе  довольно  спорное  мнение  став
общепризнанным,    лишило  Бога  последнего  пристанища  в   умах
человечества.

   Остается ответить, куда же все таки исчез Бог.

   Человечество всегда творило себе богов.  По  образу  и  подбию
принятой в данной местности мифологии.    Боги  конкурируя  между
собой захватывали новые народы или  становились  мелкими  божками
забытых племен.  Постепенно победила идея монотеизма,  как  более
рациональная. И вот,  в XX веке Бога-личность вытеснило очередное
порождение  наших  умов  -  наука,    оказавшаяся    еще    более
рациональной. Такой итог.
   А где Бог? В изменившемся виде он еще живет в религиях. Иногда
делает попытки возродится, творя многочисленные секты. Но видимо,
время Бога прошло и возврата к нему уже нет.

   P.S. Просьба  многочисленным  еще  сторонникам   религий    не
воспринимать написанное как богохульство.    Это  просто  частное
мнение, в принципе уважающего религию, атеиста.
кузмич ©
watermark